Гохман Елена Владимировна (29 ноября 1935, Саратов - 17 сентября 2010, Саратов) - композитор, педагог. Удостоена Государственной премии (1991) и звания заслуженного деятеля искусств России (1994).
Дедушка по отцовской линии - Аким Иосифович, один из основателей Саратовского политехнического института (ныне Технический университет). Отец - Владимир Акимович, преподавал там же, являлся автором двух изданных в Москве учебников по дорожному строительству. Мать - Быстрова Нина Николаевна, родом из династии священнослужителей Саратова и Саратовской губернии. Старший брат - Альберт Владимирович, математик, до сих пор преподающий в Саратовском государственном университете. Младший брат - Лев Владимирович, виолончелист, ученик С.Кнушевицкого и М.Ростроповича, профессор Саратовской консерватории, заслуженный артист и заслуженный деятель искусств России.
Мать - Нина Николаевна Быстрова |
Отец - Владимир Акимович Гохман |
С мамой |
Елена Владимировна после окончания Саратовского музыкального училища (ныне Саратовский областной колледж искусств) училась в Московской консерватории по классу композиции народных артистов СССР Ю.А.Шапорина и Р.К.Щедрина. По её признанию, пребывание в Москве было вынужденным, поскольку в Саратовской консерватории тогда не было композиторского отделения. Всю остальную жизнь прожила в Саратове и была исключительно предана родному городу. Исходное музыкальное образование получила в Центральной детской музыкальной школе Саратова, а затем в Саратовском музыкальном училище. Как композитор, занималась в Московской консерватории, где среди её педагогов были народные артисты СССР Ю.А.Шапорин и Р.К.Щедрин. С 1962 преподавала на кафедре теории музыки и композиции Саратовской консерватории, являлась её профессором.
Творческое наследие Гохман Е.В. охватывает практически все жанры музыкального искусства - от камерных жанров, к которым она испытывала преимущественное тяготение, до крупных композиций, которые находились в центре её внимания в последние десятилетия жизни. Показательными в этом отношении можно считать такие сочинения, как Фортепианное трио, Альтовая соната, фортепианный цикл «Семь эскизов», концерт для оркестра «Импровизации», Партита для двух виолончелей и камерного оркестра.
Важнейшую часть её творчества составляют вокальные циклы, которые сопоставимы с лучшим, созданным в отечественной музыке ХХ века (Д.Шостакович, Г.Свиридов, В.Гаврилин). Поэтому такие произведения, как «Вокальные миниатюры на стихи поэтов Возрождения», «Лирическая тетрадь», «Бессонница», «Благовещенье» не только постоянно звучат на концертной эстраде, но и широко используются в учебной практике. Вокальный цикл «Бессонница» на стихи М.Цветаевой - единственное произведение саратовских композиторов академического жанра, записанное в фонд Всесоюзного радио.
Пожалуй, самая значительная часть творческого наследия Гохман Е.В. - четыре оратории: «Испанские мадригалы», «Ave Maria», «Сумерки», «И дам ему звезду утреннюю…». Среди саратовских композиторов этот жанр развивала только она, и следует признать, что названные произведения в силу глубины поставленных в них жизненно важных проблем и высокой художественной выразительности их разработки находятся на самой передней линии искусства России своего времени.
С братьями Альбертом и Львом |
После исполнения "Испанских мадригалов" с солистами(А.Тишко, Т. Соболева) и дирижером (И. Головатенко) |
К названным ораториям примыкает балет «Гойя», поскольку в его исполнительской палитре активно использованы вокально-хоровые средства. Вместе с балетом В.Ковалёва «Девушка и Смерть» - это немногие произведения, поставленные на сцене Саратовского театра оперы и балета. Две оперы Елены Владимировны, написанные по мотивам прозы А.П.Чехова «Цветы запоздалые» и «Мошенники поневоле», стали первыми и пока что единственными сочинениями данного жанра, поставленными на Саратовском телевидении.
Неизменными качествами музыки Гохман Е.В. всегда оставались органичное сочетание традиционных и авангардных приёмов композиторского письма, высокая духовность, красота и проникновенный лиризм художественного высказывания. Музыка Елены Владимировны систематически звучала в концертных программах съездов композиторов России и СССР, а также в ряде городов страны и за рубежом.