Автор работы - Ася Григорьева, родственница композитора. 

Работа заняла 1-е место на Всероссийском конкурсе "Портфолио"  в 2013 году.

 
Елена Гохман
Ася Григорьева
 
«Душа не уснёт в покое»
М. Цветаева
 
                                                                 На серебряной тонкой бумаге
Под серебряной мглой облаков
Музыканты – извечные маги
Вызывают виденья веков.
И проходят века вереницей,
И валторны и скрипки звучат:
 То былое в мелодиях снится,
То в грядущее тянется взгляд.
И то грозно, то ласково медлят,
Словно вечность заполнят собой,
Вздохи бронзы и выдохи меди
И напевы струны золотой.
А всего-то высокой отваге
Мгле забвения наперекор
На серебряной тонкой бумаге
Образ музыки вывел гравёр.
           Б. Дубровин
 
         Иногда я думаю, как был бы слеп и глух человек, если бы он не обладал даром воображения. Исчезли бы поэзия, искусство и наука. Не появились бы на свет прекрасные творения художников, музыкантов. Жизнь была бы унылой и невыразительной. Именно оно , яркое и смелое воображение, даёт человеку возможность смещать эпохи и расстояния, творить, заглянуть в далёкое будущее. Наша саратовская земля - богатый песенный музыкальный край. Волжский простор, неоглядные дали создают свою особую атмосферу свободы, воли. Наверное, поэтому Саратов дал России многих известных представителей в разных областях искусства , это родина многих известных людей: писателей Н. Чернышевского,  К. Федина, артистов  О. Табакова,  О. Янковского, Е. Миронова, Л. Горелика, певцов и музыкантов Л. Сметанникова, А. Шнитке, И. Паницкого, О.Ковалёвой  и многих других.
        Я хочу рассказать о Елене Владимировне Гохман, саратовском композиторе. Вся её жизнь была связана с нашим городом. Она здесь родилась, выросла, начала сочинять музыку. О ней написано много статей и исследований. О её творчестве писали многие композиторы и музыковеды: Л. Христиансен, А. Селянин, А. Демченко, Ю. Массин, Б. Манжора, Н. Аршинова, Т. Кан, М. Цапкова и т. д. Книги о ней были изданы в Саратове, Москве, Тамбове, Ростове на Дону, Астрахани, Швейцарии. Саратовский край  вправе гордиться тем, что здесь жила, создавала прекрасные произведения Е. В. Гохман.
    Я выбрала эту тему для своей работы не только потому, что сама живу в Саратове, но и горжусь тем, что являюсь родственницей Е. В. Гохман - профессора Саратовской государственной консерватории, заслуженного деятеля искусств России, лауреата Государственной премии РФ. Обратившись к  сайтам Интернета, я с обидой обнаружила, что материалов о ней, о её творчестве незаслуженно мало. Мне бы хотелось рассказать о Е.В. Гохман как о ней помнят в нашей семье, бережно хранят память о её личности, характере, вкусах музыкальных и не только, чтобы о ней узнали, заинтересовались её музыкой.
 
БИОГРАФИЯ
Елена Владимировна Гохман родилась 29 ноября 1935 г. в городе Саратове.
Дедушка по отцовской линии, Аким Иосифович, был  одним из основателей Технического университета, бывшего Политехнического института.
Отец-Владимир Акимович, преподавал там же, являлся автором двух изданных в Москве учебников по дорожному строительству.
Мать – Быстрова  Нина Николаевна, родом из семьи священника.
Старший брат - Альберт Владимирович, математик, до сих пор преподающий в Саратовском Государственном Университете.
Младший брат –Лев Владимирович, виолончелист, ученик М. Растроповича. 
Семья увлекалась музыкой. Дед и родители покупали ноты. Дедушка, А.И. Гохман, мечтал обучить своих детей музыке. По этому случаю был куплен рояль, с которым Елена Владимировна не расставалась всю свою последующую жизнь. Её отец четыре года учился играть на скрипке. Став взрослым, он с удовольствием играл в любительских оркестрах города и струнных квартетах. Кроме того, он почти самостоятельно научился играть на рояле. Так что будущий композитор с детства знала многие арии из опер и оперетт. В семье было принято посещать оперный театр. Дома звучали скрипка, фортепиано. Музыкальные традиции деда были продолжены её родителями. Брат с  отцом играли скрипичные дуэты. А когда подросли младшие дети, количество исполнителей увеличилось.  Жила она в центре города, в коммунальной квартире, где был уютный зелёный двор, тихий центр, где не мешали музыке машины.
Елена  Владимировна училась в школе № 8, которая находилась рядом с домом на соседней улице. Тогда же поступила в центральную музыкальную школу к профессоруА.О. Сатановскому, а затем Н.З.Фельштейн и М.Г.Рафалович. В этом вопросе сама проявила инициативу. Маленькие  пьесы начала сочинять уже в 8 лет. Названий они не имели, но уже представляли собой законченные музыкальные произведения. Преподаватели музыкальной школы сразу обратили на неё внимание и предсказали ей композиторское будущее. Школу закончила в 1944 г, а музыкальную школу в 1943. В музыкальном училище поступила в класс  преподавателя И. А. Тютьманова. Училась в музыкальном училище 4 года.
После окончания музыкального училища поехала в Москву поступать в Московскую консерваторию по классу композиции, попала она в класс композитора Ю.А.Шапорина. Родственники приветствовали её решение стать профессиональным композитором.  Получив диплом московской консерватории как композитор, в 1962 году вернулась в родной город. Дальше вся её жизнь связана только с Саратовом. Жила здесь постоянно, никуда не выезжала не по причине отсутствия средств, а потому, что очень любила родные места. Стала работать в Саратовской Государственной Консерватории на кафедре теории музыки, преподавать студентам, юным ученикам центральной музыкальной школы и, конечно, сочинять. Елена Владимировна была очень талантлива, но всегда понимала, что без трудолюбия нельзя достичь высоких результатов.
Поэтому она всё время много работала, сочиняла. Она вся жила в музыке и музыкой ,  про всё на свете забывала, музыка была для неё на первом месте. Студентам отдавала много сил и времени, не только учебного, но и личного. Они платили ей вниманием, любовью, интересовались её творчеством. Е.В. Гохман приобщала студентов к тайнам музыки разных эпох и композиторов, дарила им своё внимательно-дружественное отношение. Её талант и стиль преподавания проявлялся в том, что педагогическая работа не мешала её творчеству, а была его продолжением. Очень часто студенты на концертах с увлечением исполняли  её произведения.
Она была очень общительным человеком, удивительно тёплым, нежным и мудрым, умела ценить талант других. С ней было приятно встречаться. Она любила шутку, смех, ценила юмор. Круг общения её состоял не только из музыкантов, музыковедов, но и друзей брата - математиков. Из её друзей я могу назвать преподавателей СГК и СГПУ Н. Аршинову, Т. Надеждинскую, А. Демченко, А. Кирееву.
Е. В. Гохман очень любила литературу. Среди её любимых писателей были А. Блок, М, Цветаева, Гарсия Лорка. Но особенно она любила произведения А. П. Чехова. Всю жизнь в её комнате на стене  висел портрет А.П. Чехова. Его рассказы она читала до последних дней жизни, в последние дни жизни рассказы А.П.Чехова читал ей брат. По его произведениям  она сочинила камерные оперы « Цветы запоздалые» и « Мошенники поневоле».
          У Е. В. Гохман детей не было, но были племянники и их дети. Мы были её семьёй. Отношения в нашей семье были очень тёплые, родственные. Мы часто встречались, общались, перезванивались, приходили друг к другу в гости, помогали друг другу. Родственники любили с ней советоваться, доверяли её мнению. Для меня она была даже добрее мамы. Для её  внуков или племянников, когда мы к ней приходили, находились в подарок конфетка, фрукт, вкусное печенье.
      Дома у неё был рояль, она никогда не расставалась с ним, свою музыку она сочиняла на нём, он был « первым исполнителем и слушателем». Сейчас этот рояль находится в областном краеведческом музее как часть специальной экспозиции, посвящённой её памяти. Несмотря на такое творческое многолетнее сотрудничество, все современные музыкальные изобретения были ей интересны и поэтому она приобрела синтезатор. Он привлекал её большими тембровыми и ритмическими возможностями. Она очень сильно любила его и относилась к нему как к живому существу. Она не давала на нём играть посторонним, одушевляла его, относилась к нему как к живому существу, она могла говорить про него: «он много работал, он отдыхает».  Потом он стал моим, на нём теперь все играют, ему некогда отдыхать. Она как- будто предчувствовала его дальнейшую судьбу.
       Елена Владимировна обладала тонким эстетическим вкусом и художественным чутьём. Она умела отличать высоко художественные произведения во всех жанрах искусства от всяческих низкопробных подделок. Например, по ТВ она смотрела только канал « Культура». Это была её любимая программа.
Любила природу: отдыхала на даче, в деревне, на Волге. Предпочитала природу русскую, далеко от родных мест не уезжала. Здесь ей было хорошо мечтать, думать, на прогулках она слышала новую музыку, замечала то, что было понятно ей одной.
 
Обзор творчества
 
Елена Владимировна была разносторонним творческим человеком. Её интересы охватывали фортепианную, вокальную музыку для хора и солистов, она любила сочинять для симфонического оркестра, ею написан концерт для фортепиано с оркестром, струнное трио, одноактные оперы, балет, произведения для баяна. Сквозь всё её творчество проходит большая любовь к литературе: она писала музыку на стихи Н. Хикмета, Р. Тагора, А. Блока, Ф. Г. Лорки, М. Цветаевой и А. П. Чехова. В своём творчестве она обращалась к симфонической, вокальной, хоровой музыке. Писала миниатюры, балеты и оперы, сонаты и сюиты, много детской музыки. Неизменными качествами её музыки всегда оставались сочетание классики и авангарда, творческая смелость и задушевность, красота, лирика и мечтательность. В её произведениях находилось место для глубоких философских рассуждений и весёлой шутки, образам Родины и музыкальным путешествиям, религиозным темам и земным переживаниям человека.
 
Хоровая музыка
 
         Среди саратовских композиторов жанр хоровой музыки развивала только она. Музыковеды Саратова единогласно признают, что её хоровые произведения посвящены глубоким жизненным проблемам и по высокой художественной выразительности считаются авангардом музыкального искусства России 2-й половины XXвека.  В 1972 г. Еленой Владимировной был создан цикл из 5 хоров на стихи А. Блока. Поиски смысла жизни характерны для каждого человека, но для композитора ещё очень важны поиски собственного стиля, неповторимой индивидуальности, непохожести на других. Именно эти мысли овладевали творчеством Е. В. Гохман  с самого раннего периода.
 
Пять хоров на стихи А.Блока
 
      Впервые  её творческая индивидуальность проявилась в хоровом цикле на стихи А. Блока.  Музыкальные интонации покоряют  просветлённостью, лирической проникновенностью, русской песенностью. Ощущается её тонкое литературное чутьё: ею выбраны изысканные, благородные, чистые блоковские строки. И в музыке и в поэзии природа является средством выражения разных человеческих состояний.  Она является средством их усиления. Среди земной неприютности  душа ищет  света. Человек может очутиться в зыбком тумане неопределённости. Преодолевая эти состояния, возникает светлая, яркая, молодая радость жизни, тяга к далёким, манящим, неизведанным горизонтам. Душа распахивается навстречу окружающему миру и попадает во власть весенней свежести, праздничного ощущения бытия. И вот наконец-то  возникает чувство уверенности, всё в жизни как бы встаёт на свои места.
И рек нестройное теченье
Свои находит берега.
 
Испанские мадригалы.
 
В начале своего творческого пути Елена Владимировна пробовала себя в различных стилях и жанрах. Она не просто подражала, а изучала каждый стиль, как бы примеривала его на себя. Произведением, которое  стало определяющей вехой эволюции творчества Елены Гохман, обозначив её законченную творческую зрелость, явились  «Испанские мадригалы» на стихи Ф. Г. Лорки(1975). Несмотря на большие масштабы произведения (оно требует для своего исполнения отдельного вечера), автору удается поддержать неослабевающее внимание слушателей. Это произведение очень оригинальное и неординарное во всех отношениях Елена Владимировна сочиняла его на взлёте творческого вдохновения. Поэтому произведение получилось яркое, рельефное, богатое разнообразием ритмов и богатством тембровой  палитры.  Яркому претворению испанского колорита в оратории сопутствует органично сочетающийся с ним «русский дух». В таких случаях музыка стилистически отвечает  тому, что в отечественном искусстве 1960 – 1970-х годов вылилось в целое направление под названием «новая фольклорная волна».
Лирические настроения предстают в «Испанских мадригалах» в основном в двух контрастных гранях. С одной стороны, чувство возвышенное, утончённое, глубоко одухотворённое. Оно вполне реальное, земное, в нём подчёркнут характер поклонения, воспевания. Чувство это растёт  в душе с величайшей нежностью, на самом бережном прикосновении, что скорее напоминает о состоянии забытья, когда человек находится во власти грёз. Другая грань – рассказ о таком великом человеческом чувстве, как любовь. Она может быть затаенной, загадочной, напоминающей ворожбу, обволакивающей знойной негой. Любовь может пронестись шквалом обжигающих эмоций, в чём-то даже пугающих и мучительных.
№ 4 « Топольки»- красивый и поэтичный женский хор рисует образы  шаловливых и грациозных девушек. Их чистые голоса с нежно - серебристыми тембрами рисуют картину прекрасной природы, передавая обаяние и свежесть весны жизни.
№ 6 « Лола поёт» - песенная напевная мелодия как бы показывает сходство с русской песенностью. Мы представляем себе красивую женщину, уверенную в неотразимости своих чар. Главная тема этого произведения звучит как романс.
№ 8 « Твои глаза» - солист воспевает образ своей любимой.  Он восхищается и поклоняется ей с величайшей нежностью. Герой находится во власти своих мечтаний, его идеал всё время встаёт перед его глазами.
№19 « Расстилается море- время» - с одной стороны великолепный лирический хор, с другой – волна жизни. Инструменты сопровождения звучат как испанская гитара. Это придаёт звучанию хора насыщенный, как- будто стереофонический звук. «Море – время» - это сама жизнь, мощная, неспокойная и поэтому завораживающе волшебная и притягательная.
 
Семь эскизов.
 
        Многое в творчестве Елены Гохман отмечено романтическими чертами. Одна из самых распространённых романтических черт – это контрасты. Настоящее богатство контрастов сосредоточено в цикле фортепианных пьес «Семь эскизов», написанных в1985г. Произведения, звучащие друг за другом, неожиданны, несхожи, именно контрастны.
Эпиталама – очень поэтичная пьеса, нежная, радостно взволнованная, полная лирического восторга. Интонационно она явно близка к современной лирической эстрадной песне.
Эпизод – авангардная, резкая, жёсткая и заострённая по ритму. В ней чувствуется нагнетание страха, ужаса, это своеобразная космическая  «чёрная дыра». Всё это сочетается  с загадочностью, непостижимостью для человеческого разума.
Эпистола – благородная, возвышенная, мечтательная пьеса. В ней можно найти общие интонации с прелюдиями Шопена. Спокойная текучая музыка наполнена меланхолией, мечтательностью.
Эпиграмма – образы этой пьесы лежат на поверхности жизни, отражают её суету, вздор. Елена Владимировна специально ввела в эту пьесу узнаваемые интонации известной детской песенки из мультфильма «Три поросёнка». Это был сатирический шарж на некоторых «деятелей» тогдашней Саратовской консерватории. Она смело демонстрирует их вертлявую клоунаду, окрашивает их действия язвительной иронией и насмешкой. Давая названия пьесам этого цикла, Елена Владимировна специально придумала некую «игру слов»: все названия начинаются с буквы «э». Эскизы, эпиграф, эпиталама, эпизод, эпистола, эпиграмма, эпитафия, эпизод хоть и начинаются с одной и той же буквы, в музыкальном отношении разные и многоликие как свет и тень, как противопоставление внутреннего и внешнего в каждом человеке.
 
Бессонница
 
        В 1988 г. Е.В. Гохман создала вокальный цикл для сопрано и фортепиано на стихи М.Цветаевой. За это произведение она получила звание лауреата Государственной премии РФ. Для Е. В. Гохман было очень интересным попробовать свои силы в новом авангардном течении неоромантизм, поэтом здесь как раз, кстати, так как именно этот жанр достиг своего, расцвета романтической музыке.
      Этого произведения коснулось времени конца 1980 годов XXвека. В нашей стране это было время непростое, полное политической и человеческой неуверенности, тревоги, трудных поисков. В этом цикле как бы есть одна главная героиня. Она красива, нежна, но на её долю выпадает много несчастий. И лишь лучик слабой надежды, тень доброго воспоминания согревают ей душу. Она дорожит крупицами счастья, ценит их на вес золота, проживает каждое мгновение счастья, как драгоценный дар.
«Откуда такая нежность?»  -   с  первых звуков удивляет поразительное сочетание голоса и фортепианной партии.
 
И была у Дон - Жуана – шпага,
И была у Дон - Жуана – Донна Анна.
Вот и всё, что люди мне сказали
О прекрасном, о несчастном Дон- Жуане
 
     «Дон Жуан» – острый ритм напоминает ритмы испанских танцев. Мелодия напоминает отрывистую взволнованную речь, ведь это рассказ о любви знаменитого героя. Он представляет себе Донну Анну, её величавую осанку, царственные жесты. Героиня сравнивает свои переживания с чувствами героев далёкого времени.
        «Новый год» – главная мысль заключена в первой же строке « Новый год я встретила одна». Голос певицы звучит растерянно и недоумённо. Это очень страшно – встречать Новый год одной. Это ощущение одиночества подчёркивается сопровождением фортепиано, неустойчивым и неспокойным.
         «Свете тихий» - это стихотворение посвящено А. Блоку         . Дочь Цветаевой пишет: «Блок в жизни М. Цветаевой был единственным поэтом, который был божеством от поэзии и которому, как божеству, она поклонялась».
 
Свете тихий – святыня славы –
Вседержитель моей души.
 
        Стройная музыка завораживает плавной интонацией. Это молитва героини, её обращение к Богу. Жизнь любого человека непроста, полна приобретений и потерь. Много пришлось пережить нашей героине, горя было больше чем счастья, но она сохранила свою душевную доброту и красоту.
 
И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому святому лику
Только издали поклонюсь.
 
          Композитор Е. В. Гохман обращалась к стихам и других авторов: А. Ахматовой, Саломеи Нерис, Сильвы Капутикян. Но только стихи М. Цветаевой так потрясающе соединились с музыкой и душой Елены Владимировны. Они обе одинаково откровенны в своём творчестве, они обе гордые и сильные натуры. В этих произведениях чувствуется одновременное биение их сердец.
 
Благовещенье
 
     Напряжение, отчаянье доведены до высшей точки в другом вокальном цикле благовещенье. Душа героини рвётся из мрака жизни на волю. Это произведение Е. В. Гохман опять-таки связано со стихами М. Цветаевой.
      «Душа не уснёт в покое» - жизнь прекрасна несмотря ни на что. Человека так и манит вырваться из мрака, одолеть опасности. Сердце так и рвётся вперёд и ввысь.
 
Поёт огнями манящий зал,
Поёт и зовёт, сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская.
 
       «Ах, я счастлива» -  долгожданная радость, человек открывается свету, радости, забывает о невзгодах и несчастьях, которые были и еще будут. Хотя, если бы не было страданий, как бы мы могли понять это счастливое чувство? Героиня рассказывает об обычном земном человеческом счастье. В интонации музыки Е.В.Гохман подражает церковным праздничным духовным песнопениям. Она утверждает Жизнь, Радость, Счастье.
 
Ах, я счастлива! Никогда заря
Не сгорала чище.
Ах, я счастлива, что даря,
Удаляюсь – нищей.
 
 
Три посвящения
   
     Уже понятно, что хоровая и вокальная музыка – один из любимых музыкальных жанров Е. В. Гохман. В начале 1990 г. появился вокальный цикл «Три посвящения». Здесь композитор обращается к религиозным темам. В музыке проступает её обращение к вере, божественное милосердие появляется желание обратиться к высшим силам и к окружающему миру с мольбой: тяжело на земле душе, красоте, помоги им Боже, защити, пойми и помилуй.
     В заключительной части « Лунная соната»  Е. В. Гохман развивает давний опыт композиторов Ш. Гуно, Бузони  в отношении музыки Баха: вокальная тема дополняется выразительными подголосками хора и накладывается на основу первой части знаменитой бетховенской сонаты.  Высокий голос сопрано звучит печально, покоряясь безнадежности,  безысходности.
 
 
Крупные формы
 
Балет « ГОЙЯ»
 
       В 1996 г. Был написан болеет «Гойя» по роману Лиона Фейхтвангера. Произведение посвящено трудной судьбе и творчеству испанского художника XVIIIвека Франсиско Гойя. Вопросы взаимоотношений привели к размышлениям « О времени и о себе». Такое объёмное содержание привело к объёмному творческому воплощению.  В балет вводятся вокальные сольные номера,  хоровое пение, и конечно богатый музыкально-хореографический материал.
      Естественно, в музыке балет слышна испанская национальная душа.  К испанской тематике композитор обращалась и в предыдущих произведениях. В балете «Гойя» всё это вылилось в настоящее половодье красок.
       Испанская тема оказалась для Е. Гохман очень манящей притягательной. В кругу друзей её шутливо называли великим испанским композитором.
      Музыка самой Испании в течение последних десятилетий не дала миру столько произведений о своих национальных представителях в искусстве, как в русской музыке. Вспомним музыкальные впечатления М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова о своих путешествиях по Испании.
   Главное содержание балета: спасительная сила любви, помогающая преодолевать драматические события жизни. Что поддерживает человека в жизненных испытаниях столкновениях, катастрофах? Е. В. Гохман отвечает на этот вопрос в балете «Гойя» двумя проверенными словами: «Любовь и творчество».
     «Пролог» - здесь сразу же дана завязка главного конфликта. Полное название этого романа Лиона Фейхтвангера «Гойя, или Тяжкий путь познания». На сцене неотступно скользят вокруг Гойи тени монахов. Они символизируют угрюмый сумрак жизни и знак давящей силы инквизиции, которая сопровождала его всю жизнь. В музыке звучат ползущие, подлые интонации. Так власть пытается воздействовать на свободу художника.
     «Адажио» -  красивая чарующая волшебная тема. Скрипки так звучат, что не надо никаких слов. Музыка уносит на вершину блаженства. Так как музыка балета в основном носит мрачную окраску, «Адажио» воспринимается как прорыв солнца сквозь свинцовые тучи. В балете 5 таких адажио они представляют собой историю любви героев, раскрывается красота из чувств.
     «Эпилог» - на вопрос «Что может поддержать человека в моменты жизненных испытаний?» Е. В. Гохман ответила в своём балете «Гойя»: любовь и творчество. Музыка балета развивалась от пролога к эпилогу, вместе с героями слушатели и зрители тоже прошли тяжкий путь познания. Сумерки сгущаются, всё вокруг насторожённо и невидимо. Рядом с Гойей опять скользят мрачные призраки инквизиции. Реальность жизни такова: и после самых светлых озарений и небесных взлётов жизнь опять-таки возвращается к суровой действительности. Бог не даст человеку больше, чем он может вынести. Художник Гойя был духовно богат и силён, был способен перенести все прижизненные испытания.
       Чем же заканчивается балет? В чём его последняя истина? Эпилог и пролог балета тематически связаны? Художник окружён неизвестностью, вокруг него витают мрачные образы. Он знал светлые озарения, счастье, взлёты, но жизнь неизбежно возвращается в реальное русло. Но Гойя всё равно будет творить, создавать свои шедевры. Такова судьба великого художника.
 
 
Опера «Мошенники поневоле»
 
       Постановка оперы “Мошенники поневоле” была осуществлена в 1984 г. Художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Саратовской филармонии Мурадом Аннамамедовым при участии солистов Саратовского оперного театра Н.Антонова, А.Зараева, А.Тишина, солиста филармонии Г.Сысоева, артиста хора оперного театра Р.Петерсона, студенток консерватории Г.Харченко, И.Татаркиной, О.Чуприной, И.Чекиной, В.Саленко.
             Одним из любимых писателей Е.В.Гохман был А.П.Чехов, по одноименным рассказам которого на рубеже 70-80г.г. композитор написала одноактные оперы “Цветы запоздалые” и “Мошенники поневоле”, объединенные общим названием “И слезы, и смех”. “Мошенники поневоле” – это комический мини-рассказ, сюжет без начала и конца, выхваченный момент из жизни самых обыкновенных людей. Эта история – почти анекдот. Сам Чехов назвал его “новогодняя побрехушка” и этим подчеркнул его незначительность. Елена Владимировна назвала “опера-юмореска”. Либретто оперы создавалось с участием Елены Владимировны, текст Чехова был бережно сохранен. Содержание рассказа сводится к тому, что некая компания в ожидании Нового года пускается на невинную хитрость – перевод часовой стрелки. Они предвкушают маленькие гастрономические радости, терпеливо ждут полночи. У каждого персонажа есть своя лейттема. Барышни обрисованы суетливыми повторяющимися движениями мелодии.
              Силантий Самсонович,”человек с весом”, привыкший командовать, обрисован темой с часто встречающимися квартовыми и квинтовыми интонациями. В музыке оперы звучат детская песня, любовные бытовые романсы, полонез. Можно найти вокальные джазовые импровизации (игра в лото), подражание гитарному аккомпанементу. Также музыкальное богатство приводит не только к красочности музыкального жанра, но и несет элементы юмора. У героев оперы заметна преувеличенная реакция на пустяки, бытовые неудобства, мешающие их желанию поскорее встретить Новый год и собраться, наконец-то, у праздничного стола. Герой оперы Гриша поет песню в ритме испанского болеро по поводу скорейшего наступления застолья. Автор оперы Е.В.Гохман воспринимает житейские черточки характеров своих героев с доброй улыбкой, а не с издевкой, хотя метко подмечает все, что у них есть забавного.  
                                             
Детская музыка
     
 Есть известная мысль, что для детей надо писать так же, как для взрослых, только ещё лучше. У Е. В. Гохман есть детские песни и хоры. В них тоже ярко проявились её уникальное мастерство, простота музыкального языка, изобразительность, юмор, желание пошутить и повеселиться с детьми.
       На стихи С. Михалкова написана песенка для малышей «Котята». Исполнение этой песни сопровождается игрой, движением пяти котят. Эта песня входит в репертуар хоров саратовских музыкальных школ.
       «Детскую» линию творчества Е. В. Гохман продолжает сюита из шести песен «В зоопарке» на слова поэта Ю. Яковлева. Каждая песня     - весёлая и живописная картинка, выразительно и просто изображающая своих персонажей: смотрителя зоопарка, петуха, бегемотика. Этот цикл был написан в 1975 году, но музыка и сейчас звучит свежо и современно. Его также исполняют детские хоры саратовских музыкальных школ.
     Для детского хора был написан цикл «Времена года» на стихи Ю. Филимонова. В нём четыре хора, отличающиеся по содержанию, характеру, средствам музыкальной выразительности.
        №1 «Весна» - радостное пробуждение природы. Музыка рисует стремительные весенние ручейки.
        №2  «Лесной барабан» -  живописная сценка, изображающая поход детей в лес. Композитор использует в этом номере интересный ударный инструмент – коробочку, которая очень освежает и оживляет звучание хора. Здесь использованы элементы имитационной полифонии.
        №3  «Осенняя песенка» -  написана в двухчастной репризной форме. В музыке этого хора звучат подголоски, канон, имитационная полифония
      №4  «Идёт зима» - жизнерадостный, стремительный по характеру номер. Он написан в редком миксолидийском ладу. Холод и мороз, застывшую природу выразительно рисуют параллельные трезвучия и октавы.
         Знакомство юных саратовских музыкантов с произведениями Е. В. Гохман, общение с ней сделало их богаче душой и повлияло на многих при выборе будущей профессии. Многие из них сейчас поют в  разных хорах и с благодарностью вспоминают встречи с нею.
 
Заключение
 
           В конце жизни она жила одна, продолжала работать. С возрастом она стала предпочитать тишину, покой, одиночество. Мы к ней иногда приходили в гости. Потом состояние её здоровья стало постепенно ухудшаться, она заболела, и мы переехали к ней. С сиделкой она быть не хотела, доверяла только близким людям, и моему брату пришлось приехать из Санкт-Петербурга, что бы ухаживать за ней. Она умерла осенью 2010 года. На её похоронах искренне плакали все родственники, друзья или просто знакомые, звучали прекрасные, душевные, идущие прямо от сердца слова. Годы, дни, часы, проведённые рядом с Еленой Владимировной, мы вспоминаем как величайшую радость. а её музыку – как звуки её голоса, бережно хранимые в нашей душе. В Саратове состоялись вечера памяти Е. В. Гохман. Один из них прошёл в  Доме работников искусств. Небольшой зал этого дома предназначен для исполнения камерных произведений, и программа концерта была составлена соответственно: музыка для фортепиано, вокальные произведения, детские хоры. Настоящим сюрпризом для всех стала премьера последнего законченного произведения Е. В. Гохман – «Воспоминание о вальсе» для фортепиано и нескольких инструментов. Второй вечер прошёл в Большом зале консерватории и был более монументальным. Прозвучали вступительные слова народных артистов России ректора консерватории Л. И. Шугома и председателя правления Саратовской композиторской организации Е. М. Бикташева. Состоялась презентация книги «Избранные страницы творчества Елены Гохман». Затем состоялся концерт. Его программа была задумана ещё при жизни Елены Владимировны и планировалась быть исполненной в день её 75-летия 29 ноября. Исполнялись духовные песнопения, сюита из балета «Гойя». Всё произошло именно так, как и было задумано, но к сожалению, без её участия, и превратилось в вечер памяти. По замыслу её коллег, в последующие годы каждое 29 ноября в Большом зале проходит очередной концерт из её произведений. В Москве в рамках Х съезда композиторов состоялся концерт  с исполнением её хоровых произведений. VIIIВсероссийский конкурс молодых композиторов был посвящён её памяти. В Саратове прошла Всероссийская научная конференция, отдельный раздел которой был посвящён её памяти.
       Звания: лауреат Государственной премии РФ и Заслуженный деятель искусств России.