В Большом зале консерватории состоялся концерт к 85-летию со дня рождения композитора.

 

Начало марафона
 
12 марта в Большом зале консерватории состоялся вечер музыки Елены Владимировны Гохман (1935–2010). Его по праву открыл вокальный цикл «Лирическая тетрадь». По праву – поскольку мы привычно числим Елену Владимировну прежде всего как композитора, предрасположенного к воплощению лирических чувств и состояний. Раскрывая это в вокальной музыке, она обычно брала себе в союзники поэтесс с их несравненным даром чутко передавать тончайшие градации лирических эмоций и с особой трепетностью раскрывать всю гамму душевных переживаний.
В «Лирической тетради» текстовую основу составили стихи таких поэтесс, как Анна Ахматова, Марина Цветаева и Саломея Нерис. А то, как композитор выстроила сюжет, живо напоминает канву и суть шумановского цикла «Любовь и жизнь женщины»: от полноты достигнутого счастья через недобрые предчувствия к непоправимой беде расставания с возлюбленным.
 
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
 
И смеем утверждать: в вокальной музыке ХХ века никто не сумел с большей проникновенностью и истинным лиризмом рассказать о перипетиях интимной жизни, чем сделала это Елена Гохман. Не случайно, высшей награды страны – Государственной премии России – она была удостоена именно за вокальный цикл «Бессонница» на стихи Марины Цветаевой.
А проникновенное повествование «Лирической тетради» в тот вечер столь же проникновенно донесли певица Елена Русланова (меццо-сопрано) и пианист Иван Андреев. В их исполнении это была подлинная исповедь женского сердца, чутко реагирующего как на отраду мгновений блаженства, так и на горячее, даже обжигающее биение драматического нерва.
Затем в концертной программе того вечера последовал переброс к совершенно иному горизонту. «Вариации» для скрипки, виолончели и фортепиано получили авторский подзаголовок «Из детских воспоминаний», поскольку основаны они на теме, сочинённой будущим композитором в шестилетнем возрасте.
В связи с этим стоит напомнить: у многих из нас понимание жизненного предназначения приходит только к весьма зрелой поре существования на этой земле, а маленькая Елена с младенчества знала, что будет не просто музыкантом, а именно композитором. И в музыке «Вариаций» она как бы вернулась к тем далёким временам счастливой наивности и абсолютной веры в то, что жизнь – это чудо, подаренное нам неизвестно кем. Отсюда простодушный свет, лёгкость и добрая улыбка этой музыки.
 
Всё это превосходно донесли до нас Ольга Толкушкина (скрипка), Светлана Стадникова (виолончель) и Ольга Надольская (фортепиано). Малейшие колебания настроения, тонкая игра контрастов и деликатнейшее чувство юмора – на такое способны только по-настоящему большие музыканты.
После этого исполнения на сцене остались Светлана Стадникова и Ольга Надольская и к ним присоединилась певица, о которой только что шла речь – Елена Русланова. В сравнении с «Лирической тетрадью» это была совсем другая музыка и соответственно – совсем «другая» певица.
Другая музыка – вокальный цикл «Твои шаги» на поистине болевые в своей гражданской патетике стихи Николая Асеева, которые яростно протестуют против привычных для нас жизненных компромиссов, против безответных чувств и против общества, которое способно на жестокое насилие к творцам искусства.
 
Почему ты, Испания, в небо смотрела
когда твоего поэта увели для расстрела?
Андалу́зия знала и Валенсия знала –
что ж земля под ногами убийц не стонала?
 
В последнем из трёх романсов («Песнь о Гарсиа Лорке») речь идёт о конкретном преступлении – убийстве великого испанского поэта. Елена Владимировна как незаживающую рану пронесла через свою жизнь эту трагедию, откликом на которую стала созданная ею на стихи Федерико Гарсия Лорки вдохновеннейшая камерная оратория «Испанские мадригалы», где драматическую кульминацию составляет часть под названием «Чёрная жандармерия».
И Елена Русланова была в этой музыке совсем «другой». Бесповоротно ушли мягкость, нежность, теплота, их заменили подчёркнутая энергетика, жёсткий тон, волевая решимость, интонация вызова. С исполнением «Лирической тетради» роднила, пожалуй, только одно – исповедальность высказывания. Достойными партнёрами этой кардинальной перемены стали Светлана Стадникова и Ольга Надольская.
Причём особо сказать здесь нужно о первой из них. Т вот в чём дело: в очень неожиданном для вокальной музыки инструментальном составе виолончель выделена настолько, что данное произведение в некотором роде становится маленьким виолончельным концертом. И Светлана Стадникова провела партию своего инструмента с исключительной экспрессией, что обеспечило столь редкому в тембровом отношении сочинении дополнительную силу и остроту.
Говоря о виолончели, стоит напомнить, что Елена Владимировна испытывала особую симпатию к этому тембру, в том числе и потому, что её младший брат Лев Владимирович был выдающимся виолончелистом и безусловным лидером исполнительства на струнных в нашем городе.
А затем вновь переключение в программе вечера, живо напомнившее нам о том, что жизнь вообще – сплошная игра контрастов. Елена Владимировна превосходно ощущала это и превосходно умела передавать бесконечную череду подобных «перезагрузок». Один из ярких примеров тому – оперный диптих на сюжеты её самого любимого писателя, Антона Павловича Чехова: «Цветы запоздалые» (с подзаголовком «опера-элегия) и «Мошенники поневоле» («опера-юмореска»).
Что касается прошедшего концерта, то здесь «в пику» вокальному циклу «Твои шаги» прозвучал хорошо известный  нам  «Квинтет-буфф» для медных духовых. Когда-то большой энтузиаст духовой музыки Анатолий Дмитриевич Селянин попросил композитора написать музыку для руководимого им брасс-квинтета Саратовской консерватории. Елена Владимировна затруднялась сделать для такого состава что-либо всерьёз.
И тогда пришла мысль использовать ресурсы той специфической характерности, которая присуща, например, звучанию духовых оркестров – особенно когда они выступают на открытом воздухе, заполняя досуг горожан. Так возник «театральный дивертисмент» (это подзаголовок сочинения), где чувство юмора, столь отличавшее Елену Владимировну, предстало совершенно неотразимо.
И совершенно неотразимо весь необходимый антураж этого музыкального увеселения преподнесли участники прославленного Брандт-Брасс ансамбля: Александр Даниленко (1-я труба), Илья Олейников (2-я труба), Валентин Статник (валторна), Юрий Долгов (тромбон) и Денис Новицкий (туба).
И эти артисты задержались на сцене, чтобы к ним присоединилась Елена Русланова. Здесь также требуется небольшое пояснение. В своё время  Михаил  Брызгалов, будущий министр культуры Саратовской области, а ныне директор Центрального музея музыкальной культуры (Москва), выпускник Саратовской консерватории по классу трубы только что упомянутого А.Д.Селянина, следуя по стопам учителя, организовал свой брасс-квинтет и для его праздничных выступлений упросил Елену Владимировну написать что-нибудь соответствующее. Причём тогда Саратов из закрытого прежде города стал доступным для посещения иностранцев, поэтому было решено создать нечто «зарубежное» по музыке и непременно на английском языке.
В сопровождении названного выше квинтета духовых Елена Русланова воспроизвела это настолько зажигательно и в духе лучших образцов заокеанской поп-музыки, что зал взорвался овацией. Надо признать: троекратное появление певицы на эстраде в рамках одного вечера составило его важнейший стержень, и слушатели по достоинству оценили её незаурядный талант и высокое мастерство перевоплощения – в данном случае это касалось способности с одинаковым успехом выступать в различных исполнительских амплуа.
Итак, первым интермеццо авторской программы Елены Гохман были «Вариации» для фортепианного трио, вторым интермеццо стал «Квинтет-буфф» с добавлением английской песенки. И после этих двух «антрактов» началось погружение в ауру серьёзных «материй» и высокой духовности.          «Партита» для двух виолончелей и камерного оркестра – из поздних сочинений композитора, и проникнута она чувством мудрой просветлённости, душевной уравновешенности и гармонии. Помнится, во время её создания Елена Владимировна повторяла давнюю мысль Вольтера: как бы мы ни сетовали порой на неурядицы и печали нашей жизни, не стоит забывать, что живём всё-таки в лучшем из миров, созданных Господом.
Уже хорошо известный нам Поволжский камерный оркестр под руководством Михаила Мясникова прекрасно почувствовал возвышенный строй «Партиты», в том числе с завидной чуткостью воспроизвёл стилистические особенности старинных жанров, на которые опиралась композитор (Павана, Гавот, Жига и т.д.). И если то, что она создала в этом произведении – подлинная классика, то и её данную интерпретацию можно считать подлинной классикой (об этом легко судить тем, кто слышал предыдущие исполнения «Партиты»).
Само собой разумеется, что основной груз этой великолепной музыкантской работы был возложен на солистов – Дмитрия Тупицына и Анну Грачёву. Их отличает не только прекрасное звучание инструментов и безупречное чувство ансамбля: они вели между собой удивительный диалог, так что мы слышали созвучие двух голосов, в высшей степени чутких друг к другу, и живое биение двух сердец.
Завершило программу последнее из написанных Еленой Владимировной крупных произведений – «О чём поёт ветер». Оно образовало арку к началу концерта: как помним, его «прелюдией» была «Лирическая тетрадь», а «постлюдией» стало только что названное сочинение с его подзаголовком «Лирические строфы для тенора, хора и камерного оркестра».
Создавалось оно на стихи Александра Блока. В далёкме 1970-е годы ценители искусства впервые осознали неординарность самобытного дарования Елены Гохман, когда стали свидетелями премьеры «Пяти хоров на стихи Александра Блока». И в конце своего творческого пути она вернулась к творчеству любимого поэта, создавая свой завершающий шедевр.
Его исполнение подготовили коллективы Саратовского областного колледжа искусств: камерный оркестр (художественный руководитель и дирижёр Месроп Бадалян) и академический хор (художественный руководитель Юрий Занорин, дирижёр Надежда Николаева). Говорить об уровне исполнения юных музыкантов не приходится – под руководством своих опытных мэтров они давно уже добились широкого признания.
Их большой успех разделял солист Александр Соколов. В последние годы своей жизни Елена Владимировна неоднократно приглашала его к исполнению своих произведений, так как очень ценила тембр его голоса и высокое мастерство. Тогда же он был и первым исполнителем сюиты «О чём поёт ветер».
Перечислив всё, что прозвучало в Большом зале в тот вечер, мы получаем своего рода небольшую панораму творчества Елены Гохман. Конечно же, это только крошечная часть её творческого наследия, за которой таится громада массива вокальной и инструментальной музыки, её музыкального театра (названные две оперы и балет «Гойя»), четырёх больших ораторий, музыки для детей и т.д. Но и в этой крошечной части благодарная слушательская аудитория имела возможность почувствовать масштаб и силу Божьего дара, который обозначен в вышедшей недавно книге «Два гения с берегов Волги», посвящённой творчеству Альфреда Шнитке и Елены Гохман, уроженцев Саратовской земли.
И ещё этот масштаб и силу творческого дара Елены Гохман слушатели могли ощутить перед началом концерта, когда звучали звукозаписи её произведений. А на протяжении всего вечера на телеэкраны проецировались фотографии разных лет, так что зал получил возможность визуально проследить траекторию жизненного пути композитора.
Прошедший вечер открыл марафон разного рода акций, которые Саратовская консерватория посвящает 85-летию со дня рождения композитора и которые будут проводиться под эгидой «Год Елены Гохман».
 
А.И.Демченко,
доктор искусствоведения