В последовательности концертных событий отчётливо просматривалась идея упорядоченности от «простого к более сложному», отмеченная постепенным «взрослением» исполнителей: хоры, поднимавшиеся на сцену, становились всё выше, а голоса всё плотнее. В этом плане детская музыкальная антология Е. В. Гохман предстала как «школа», или систематическая хрестоматия хоровой музыки одного автора, в которой композитором были учтены психологические особенности исполнителей и возрастные возможности детских голосов.
Не перегружая хоровые партии ненужными сложностями, Елена Владимировна позаботилась о том, чтобы и самым юным исполнителям, и музыкантам постарше было комфортно в её музыке, а значит и о том, чтобы исполнение доставило максимум удовольствия всем – и тем, кто поёт, и тем, кто слушает. И в этом ещё более отчётливо прочитывалось отношение композитора к тем, для кого она писала на протяжении всего своего творчества. Она любила детей не только по-человечески, но и по-музыкантски.
Для самых маленьких
Для самых юных исполнителей – простые одноголосные песенки в небольшом удобном диапазоне, благоприятствующем естественности интонационной артикуляции и дыхания: вокальный цикл «В зоопарке», исполнил младший хор ДМШ №11, руководитель Анна Цапкова, концертмейстер Светлана Ахиева. Ребята о зверятах пели с нескрываемым воодушевлением, с ещё большим увлечением превращая песенки в живые картинки: малыши показали ручной завод ненадёжного будильника (то ли дело петухи, которые, уж, будьте уверены, «не дадут проспать жизнь!»), тучного, не приученного к движениям бегемота вместе с разработанным специально для него комплексом утренней гимнастики («Песенка о зарядке»), траекторию, по которой «ходит-бродит в животе» всё того же бегемота проглоченная черепаха, нечаянно принятая за бутерброд («Колыбельная»)…
Оказалось, что песенки с весёлыми стихами можно не только спеть, показать, но ещё и сыграть как театральную сценку, в которой «бегемотик» Вовы Григорьева давал «интервью» оставшейся инкогнито «соседке по клетке» Яне Крайновой, озабоченной бессонницей друга (причиной которой, как выяснилось, оказалась несчастная черепашка)…
Всё это – музыкальная живопись, предназначенная специально для маленьких исполнителей и слушателей, любящих в музыке яркие красочные картинки. Но, как заметил Корней Чуковский в одной из своих «12 заповедей для детских поэтов» (которые вполне можно переадресовать и детским композиторам), «словесная живопись должна быть лиричной». А музыкальная живопись – даже если это зарисовки обитателей зоопарка – тем более. И тем более, если её автором является Елена Владимировна Гохман, которая не могла не добавить в финальной песне о родном крае распевности и тёплых чувств, немедленно перестроивших маленьких музыкантов на самый серьёзный лирический лад.
Музыкальную живопись для начинающих исполнителей (ими стали учащиеся Детской музыкальной школы для одарённых детей имени Л.И. Шугома, классы Н.В. Ковалик и Л.Н. Филевой) дополнили маленькие фортепианные пьески для двух и четырёх рук: «Дождик» (Анна Бондина и Илья Гришин), «Утренняя песенка» (Лэа Эпштейн), Бурре (Сорая Гонсалес), «Тихий сон» (Сорая и Ясмин Гонсалес). Такие названия, без которых не обходится, кажется, ни одна детская музыкальная хрестоматия, выбраны не случайно: Елена Владимировна словно хотела обновить хорошо знакомые образы, приобщив начинающих музыкантов к звуковым краскам за пределами привычной мажоро-минорной системы, привить вкус к «другому» стилю, подружить с натуральными ладами и тем самым в буквальном смысле подарить целый мир, стоящий на этой натурально-ладовой основе, а это, как минимум, традиционная и богослужебная музыка многих народов земного шара.
Для тех, кто постарше
Для школьников постарше – несложное двух- и трёхголосие, гармоническое и полифоническое. Хоровой цикл «Времена года», с круговоротом календаря, повторяющим «Времена года» Вивальди, – «Весна», «Лесной барабан», «Осенняя песенка», «Идёт зима», – прозвучал в исполнении концертного хора ДМШ для одарённых детей имени Л.И. Шугома (руководитель Оксана Барабаш, концертмейстер Татьяна Левашова).
Впрочем, как любят говорить профессионалы, здесь было что попеть. Взять хотя бы «журчащую» весеннюю песенку, так напоминающую «Топольки» из «взрослого» сочинения Е.В. Гохман – камерной оратории «Испанские мадригалы», исполнявшейся год назад. Бодрую летнюю песенку в духе пионерских походных маршей из прошлого разнообразил «барабанный» контрапункт – «дятла стук» изобразила коробочка, спрятанная где-то за кулисами («в кустах», не иначе), создавшая пространственный эффект леса. Акварельно-прозрачная осенняя «картинка» с тонким имитационным плетением мелодических линий – единственный медленный минорный номер этого цикла, в котором юные хористы продемонстрировали подлинно профессиональное слышание объёмной полифонической фактуры. А финал, вернувший к радостной моторности движения и праздничному настроению предыдущих песен, усиленному колокольным аккомпанементом фортепиано, стал ещё одной отсылкой к «Испанским мадригалам», теперь уже к их безудержно-энергичным, полнозвучно-звончатым, празднично-колокольным картинам.
Для юношества: стилизации
Излюбленная звуковая стихия Е.В. Гохман – ладогармоническая модальность, во многом предопределившая стилистические пристрастия композитора и связанные с ними образные и жанровые предпочтения, включая «испанскую» тему, музыкальную Италию и Англию эпохи Возрождения. Душа композитора стремилась туда, как к себе на родину. Именно там находила она столь притягательную для себя модальную гармонию, которая была для композитора, как любимый цвет для художника, к примеру, синий для Михаила Врубеля или коричнево-зелёные тона для Камиля Коро.
Стилизация – род творчества, позволяющий с головой окунуться в «чужой» стиль, чтобы изнутри прочувствовать его неповторимое своеобразие. Подобные упражнения в стилях – одна из обязательных форм обучения в классе индивидуальной гармонии, который Елена Владимировна вела в консерватории на протяжении всей своей преподавательской деятельности. Одно из сочинений концертной программы как раз там и родилось – «Мадригал», четырёхголосная стилизация в жанре итальянского Возрождения для смешанного вокального ансамбля в сопровождении флейты и клавесина. Его исполнил ансамбль «Вдохновение» Саратовского областного колледжа искусств (руководитель Оксана Ощепкова, концертмейстер Людмила Евстафьева – с фортепиано вместо клавесина).
Обдав ощущением исторической подлинности стиля (с его модальной переменностью, мерцанием мажоро-минорных устоев, прихотливой ритмикой, характерными синкопами и эхообразными мелодическими узорами облигатной флейты Марии Кузьминовой), стилизация перенесла слушателей на четыре столетия назад, в эпоху высокой поэзии, которая, будучи языком утончённых, изысканных чувств, стремилась научить этому языку и музыку. Исполнение было не только стилистически выдержанным, но и по-настоящему вдохновенным!
Старинная стилизованная Англия (та же эпоха и те же ладовые краски) предстала, наоборот, в шуточном преломлении, благодаря, в первую очередь, весёлым стихам из детской английской поэзии в переводе С. Я. Маршака. Детство дошкольника трудно представить без этого поэта и его героев, которые оживают и в хорошо рифмующихся, запоминающихся с первого прочтения строчках, и в красочных иллюстрациях на книжных страницах, и в «мультиках» на телеэкране. Но после этого концерта стихи Маршака про тихое ежиное семейство, про Пуделя с его верной старушкой и многоэтажный дом Джека со всеми его обитателями вы будете слышать уже в той интонационной оправе, которую им придала Е. В. Гохман. Такая «привязчивость» мелодий говорит только об одном: стихи нашли свою музыку, которая словно бы родилась вместе с ними – простые, повторяемые и варьируемые попевки, очень точные по своей артикуляционной направленности, с непростыми, всякий раз неожиданными ладовыми отклонениями, изюминками модальности.
Хоровая сюита «Дом, который построил Джек» для камерного хора, флейты, гобоя и ударных – Вступление, «Тихая песня», «Пудель», Интермедия и «Дом который построил Джек» – прозвучала в исполнении хора факультета СПО Саратовской консерватории под руководством Елены Маркеловой (концертмейстер Татьяна Левашова).
Хор – безусловно, главный «солист» этого произведения, «рисующий» живые картинки, используя то тихий унисон с едва слышным «топ-топ-топ» мягких ежиных лапок, то бойкий канон для изображения кутерьмы с пуделем, и вновь унисон в финальной песне, с ощутимыми темпо-ритмическими колебаниями, словно передающими неустойчивость «небоскрёба», который построил Джек, с нарастающей от строфы к строфе скороговоркой, как будто пытающейся расшатать его ещё больше, при неизменной устойчивости и интонационно-ритмической основательности рефрена, представляющего твёрдый фундамент всего этого сооружения, не дающий ему развалиться, что и становится поводом, для того чтобы в самом конце песни воспеть Джека – «ла-ла-ла Джек» – как гения строительной инженерии.
Но помимо хора здесь есть ещё и «оркестр» (флейта – Анастасия Ломакина, гобой – Алина Чернавина, ударные – Мария Чистикова и Алексей Чистяков), играющий свою, продуманную до мелочей, никем и ничем не заменимую роль – в переложении для фортепиано сюита потеряет половину своего звукового обаяния, потому что именно оркестр (буду называть его именно так, без кавычек, ибо это не первый случай в творчестве Е. В. Гохман, когда небольшой инструментальный ансамбль звучит с оркестровым полнозвучием) отвечает за английский колорит сочинения.
Здесь и «волынки» (гобой и бурдоны фортепиано), и тамбурин, и нежная флейта с грохочущим барабаном. Последняя парочка вошла в партитуру Е.В. Гохман прямо со страниц английской музыки конца XVI – начала XVII веков, из пьесы Уильяма Бёрда «Флейта и барабан» (написанной для вёрджинеля – английского «клавесина»), вместе со специфическим привкусом грубоватого вёрджинельного стиля, нарочито простоватого, но не чуждающегося фигурационного кружева, с канонами (ранние формы которых появились именно в Англии) и неотъемлемой от него звукоизобразительностью.
Однако музыкальная живопись в этой партитуре, несмотря на объективное подражание природе, представляет её самую субъективную часть, – зеркало, в котором отразилась «чеширская» улыбка автора, проявившаяся под занавес творчества. Ещё недавно считалось, что английская хоровая сюита – одно из двух последних произведений Е. В. Гохман, написанное вместе с Партитой для двух виолончелей и камерного оркестра в 2007 году. Однако спор за последнее место в списке сочинений композитора разрешили Лирические строфы «О чём поёт ветер» на стихи А. Блока (любимого поэта Елены Владимировны) для тенора, хора и камерного оркестра, относящиеся к последнему году жизни композитора (2010), что недавно было установлено А.И. Демченко, главным исследователем и пропагандистом её творчества, организатором и распорядителем всех концертов с её музыкой.
Но, тем не менее, камерную хоровую сюиту «Дом, который построил Джек», написанную после целого ряда монументальных вокально-оркестровых фресок философского и религиозного содержания – «Ave Maria» (2000), «Сумерки» по А. Чехову (2003), «И дам ему звезду утреннюю…» (2005) – можно считать одним из трёх послесловий творчества композитора, сравнимым разве что с «Фальстафом» Верди, доброй комедией, венчающей творческий путь великого музыкального трагика.
Причём, как и в последней шекспировской опере Верди, в английской сюите Е.В. Гохман именно оркестр собирает в фокус добродушный, но не старчески умудрённый, как у Верди, а детски непосредственный юмор, с которым Елена Владимировна изображает многочисленных домочадцев Джека. Для того, чтобы вызвать улыбку слушателя, достаточно одного звука: звуки-персонажи чирикают (синица), мычат невпопад (пёс), мяукают (кот), лягаются (корова), кукарекают (петухи)... Этот микро-инструментальный театр и делает хоровые картинки живыми.
«Будьте, как дети»
Обращение к жанровой сфере детской музыки уже на излёте творчества – свидетельство того, что заповедь «будьте, как дети» была частью души Елены Владимировны. Однако композитору было этого мало, она хотела, чтобы и все вокруг оставались детьми, и время от времени писала такую музыку, которая и взрослых музыкантов, а вместе с ними и слушателей, возвращала к состоянию по-детски непосредственной жизнерадостности. Поэтому неслучайно в самом центре концертной программы «Музыка для детей» оказался «Квинтет-буфф» и его исполнители – Брандт-брасс-квинтет: Александр Даниленко (труба), Лилия Дорофеева (труба), Валентин Статник (валторна), Юрий Долгов (тромбон) и руководитель ансамбля Денис Новицкий (туба).
Более чем взрослые (опытные!), как заметил А.И. Демченко, музыканты среди детей выглядели вполне органично, и всё это – благодаря музыке, которая смешила и трогала, была наполнена неожиданными, поистине буффонными превращениями и загадками. И хотя хорошо знакомые мелодии, которые у всех на слуху, помещённые в новый буффонный контекст, по большей части ускользали от узнавания, чтобы можно было сказать: «Маска, я тебя знаю!», – это не мешало ощутить карнавальную атмосферу квинтета и на какое-то время оказаться в самой гуще карнавальных событий, ведь воображение, тронутое рукой подлинного художника, иногда сильнее самой действительности.
Квинтет закончил своё выступление в тандеме с вокальным ансамблем «Эксперимент» Саратовского областного колледжа искусств (руководитель Марина Борисовна Цапкова, хормейстер Ирина Самсонова), проаккомпанировав поздравительную песню на английском языке «Здравствуй, новый день!». И в этой песне, и в «Песенке о космонавте» (написанной в честь Юрия Гагарина, а в этой концертной программе посвящённой его 75-летию), спетой уже под рояль (хормейстер Влад Сурков, концертмейстер Людмила Евстафьева), раскрылся великолепный мелодический дар Е. В. Гохман. На протяжении всего концерта слушатели могли ощутить его власть, особенно в промежутках между концертными номерами, оказываясь в плену той мелодии, которая только что отзвучала на сцене и продолжала звучать в голове.
Такой концерт, посвящённый детской музыке Е.В. Гохман, состоялся впервые. Впервые все хоровые коллективы, исполняющие и сохраняющие в своём репертуаре сочинения композитора, написанные для юных исполнителей всех возрастных групп, собрались вместе на одной сцене, впервые прозвучали фортепианные сочинения, пролежавшие в столе композитора около полувека, извлечённые оттуда А.И. Демченко, и представленная Антология (несомненно, с большой буквы) была принята слушателями как труд поистине талантливый и уникальный.
Остаётся только сожалеть, что Елена Владимировна, будучи прекрасным детским композитором, которого смело можно поставить в один ряд с такими выдающимися детскими писателями и поэтами, как А. Барто, Б. Заходер, С. Маршак, К. Чуковский, могла сделать гораздо больше в этой сфере творчества – по её собственным словам, которые припомнила М.Б. Цапкова, выступившая в роли ведущей этой концертной программы, «написать детскую оперу, мюзикл или балет, если бы такой заказ ей предложил театр».
Это «если бы» не состоялось. Но эта тема – уже за пределами этой статьи…
Н. Королевская